МИФ Курсы: Здоровый режим и тайм-менеджмент для школьника

МИФ Курсы: Здоровый режим и тайм-менеджмент для школьника

Здравствуйте! Это первое письмо курса «Как помочь ребенку учиться». Сегодня поговорим о базовых вещах: рабочем месте, планировании и тайм-менеджменте. Поехали!

01.png Рабочее место

Все знают о том, что свет должен падать сбоку, а спину нужно держать прямо. Но на практике мы часто читаем лежа и делаем работу под интересный фильм. Дети поступают так же. И много теряют, ведь неправильно обустроенное рабочее место снижает их результативность. Вот три блока правил для создания обстановки, которая настроит на учебу.

Каким должно быть место?

Выделите ребенку отдельное место для занятий — это поможет провести границу между учебой и всем остальным.

Пространство должно быть просторным.

Основные требования: ровная поверхность, на которой можно писать, хорошее освещение (естественный свет из окна или от настольной лампы), удобный стул.

Окно должно быть расположено сбоку или сзади: оно даст свет, но не будет отвлекать от работы.

Для левшей источник света установите справа, для правшей — слева.

Во время учебы нужно свести к минимуму отвлекающие факторы: выключить телефон и wi-fi, предупредить окружающих или повесить на дверь табличку «Не беспокоить».

Мнения специалистов относительно музыки расходятся. Ориентируйтесь на индивидуальные особенности, но помните: музыка в сочетании с речью вряд ли способствует сосредоточенности.

Следите за порядком. Катерина Ленгольд в книге «Просто космос» напоминает: хаос на рабочем месте ограничивает способность мозга обрабатывать информацию. Беспорядок «загружает» мозг, создавая шум, мешающий концентрироваться.

Используйте удобные системы хранения, например, шкафчики и полки позволяют спрятать учебные материалы, когда ими не пользуются.

Где можно заниматься?

Дома: для большинства детей это самое комфортное место.

В доме одноклассника, когда нужно поработать над совместным проектом.

В школе: здесь можно сосредоточиться и ничто не будет отвлекать.

В библиотеке: здесь спокойно и достаточно тихо.

В кафе: вариант для тех, кому больше нравится шумная атмосфера.

В классе лучше садиться в первых рядах, ближе к центру. Оттуда хорошо видна доска и слышно преподавателя. Легче сосредоточиться: впереди меньше тех, кто может отвлечь.

Из книги «Суперстудент»

Какая поза наиболее удобна?

Оптимальная поза для занятий — сидя на удобном офисном стуле. Спину надо держать прямо, ноги должны опираться на пол, руки — на стол.

Прямая спина — обязательное условие. И вот почему: мозгу нужен кислород. Без этого думать, а тем более концентрироваться, сложно. Когда ребенок сидит за рабочим столом сгорбившись, диафрагма снизу сжимает легкие, глубоко дышать становится невозможно. А значит, мозг плохо обеспечивается кислородом.

Специалист по техникам обучения Питер Камп считает, что книга при чтении должна располагаться под углом 45 градусов к поверхности стола.

Никогда не следует читать лежа в постели или на диване (за исключением случаев, когда ребенок повторяет материал или собирается ложиться спать). Это снижает эффективность занятий, а еще в комфортной позе нетрудно и задремать.

Можно работать стоя.

02.png Планирование

Один из главных навыков в учебе — планирование. Если не владеть им, будешь плохо справляться с заданиями, не сможешь укладываться в сроки и утратишь уверенность в себе. Вот несколько хитростей, которым вы можете обучить ребенка.

Составлять ежедневный план

Отводить 10 минут на составление ежедневного плана. Удобно составлять его накануне вечером.

Расставлять приоритеты

Отмечать порядок важности дел можно с помощью цифр или букв (А, Б, В). Например, А — самые важные задания, Б — предпочтительные, В — желательные. Работа под буквой А должна быть сделана сегодня, а работа под буквой В может подождать до завтра.

Составлять расписание на неделю

Нужно включать в него занятия в школе, дорогу, физические упражнения, отдых, сон. Отмечайте ключевые события, чтобы не забыть о них. Посчитайте, сколько времени придется потратить на ту или иную работу. Чтобы успеть сделать домашнее задание, возможно, придется пожертвовать играми и телевизором.

Лайфхак: разноцветное расписание

Сделайте расписание на неделю, пометив разными цветами разные виды деятельности. Это позволит сразу определить, что нужно сделать и когда. Можно создать табличку на компьютере, а затем распечатать и заполнить, либо воспользоваться шаблоном.

03.png

Пример расписания из книги «Как научить ребенка учиться»

Планировать от срока сдачи

Использовать принцип обратного отсчета: планировать от срока сдачи. Школьник в состоянии прикинуть время, необходимое для решения задачи. Расчеты будут приблизительными, но это лучше, чем полагаться на авось. Нужно записать все этапы работы в обратном порядке и для каждого указать примерные сроки выполнения.

Оставлять буферные зоны

При ежедневном планировании никогда не планируйте задачи впритык. Жизнь всегда вносит коррективы, время уходит на бытовые мелочи, дорогу, сборы и так далее. Мы всегда чрезмерно оптимистичны, когда рассчитываем время, а любая задержка приводит к смещению всего расписания. Если расписание постоянно придется корректировать по ходу дня, то ребенок быстро разочаруется.

Установить напоминания

Установить в телефоне или на компьютере напоминания о ключевых датах и сроках.Выбирайте удобный вариант. Одному подойдет распечатка, другому — мобильник.

04.png Тайм-менеджмент

Авторы многих наших книг сходятся во мнении: временем невозможно управлять, оно нам неподвластно. Зато можно научиться использовать его с умом. Вот 4 принципа, которые полезно перенять школьнику.

1. Выбирать время, когда находишься на пике активности

Кто-то встает рано и много успевает сделать утром, другим лучше работается по вечерам. Старайтесь планировать занятия на те часы, когда особенно продуктивны.

2. Начинать с самой сложной задачи

Психология человека такова, что хочется взяться за легкое дело, а трудное оставить на потом. Кажется, что такой подход помогает «раскачаться», но это ошибка: к самой важной задаче мы приступаем уставшими.

3. Избегать многозадачности

Вместо того чтобы хвататься за несколько дел сразу, лучше выделить время на выполнение одного от начала до конца. Последние исследования показывают, что при попытках решать несколько задач сразу активность мозга снижается. Человек в таком режиме выполняет каждое задание менее эффективно, чем при сосредоточении на одной задаче.

4. Использовать время простоев

В течение дня бывают периоды, когда время тратится впустую. Мы ждем автобус, едем в транспорте, идем на занятия, сидим в приемной зубного врача, стоим в очереди, устраиваем передышку в занятиях. За это время вряд ли удастся решить задачу и подготовиться к экзамену или контрольной, но вполне можно сделать некоторые простые дела, например позвонить по телефону или пролистать конспекты.

Если действие требует меньше двух минут, его нужно выполнить сразу. Так вы сможете выбросить его из головы. Если не разобраться с ним, оно будет всплывать в памяти и тормозить работу.

Скачайте и заполните диаграмму распределения времени

Впишите все, чем занимается ребенок в течение 24 часов. Так вы увидите, как он расходует день, и сможете оценить навыки управления временем. Это может подтолкнуть к переменам: сократить время «хождения по интернету» или объединить несколько заданий. Внесите изменения в расписание и ежедневно вводите маленькие улучшения. Можно создать оптимальную временную диаграмму, которая покажет самые эффективные способы распределения времени, и включить в нее часы учебы.

05.pngИз книги «Как научить ребенка учиться»

06.png Как избежать переутомления

Иногда темп жизни ребенка впечатляет: школа, продленка, репетиторы, курсы, секции… Переутомление и выгорание — ловушки, которые ждут на пути к успеху. Давайте узнаем, как их избегать.

1. Выгружать из головы рутину

Рутина — все, что требует решения или действия. Это может быть домашнее задание, неубранный мусор на полу, ссора с братом или сложная презентация, которую нужно сделать. Дэвид Аллен, автор методики GTD, говорит: мозг естественным образом помнит о рутине и удерживает все прерванные и незаконченные действия. Он будет цепляться за них, пока незавершенный цикл не закроется. Первый шаг к управлению рутиной прост — освободить от нее мозг. Для этого нужно выгрузить все идеи, задания, работы, проекты, заботы, дела и мечты за его пределы. После разберитесь, что делать с каждым из пунктов.

Записывайте свои идеи и мысли где угодно: на бумаге, салфетке, в телефоне. Суть в одном: записав, вы выбросите их из головы.

2. Соблюдать режим сна

Недостаток сна негативно сказывается на внимании, способности к целенаправленной деятельности, рабочей памяти, настроении, логическом мышлении и даже моторике. Идеальное количество сна не определено, но в среднем это 8 часов для взрослых и не менее 9 часов для детей.

Инструкция

Что делать, если не спится:

Осознать свои мысли: отметить, чего боитесь и о чем волнуетесь. Пожалеть себя. А потом признать, что решить проблему в эту самую минуту не получится, и пообещать уделить ей внимание в другое время.

Вспомнить три вещи, которые приносят счастье и спокойствие.

Концентрироваться не на сне, а на ощущениях своего тела: как оно касается матраса и подушки, как поднимается и опускается при дыхании.

Из книги «Дыши. Практики счастья»

3. Отдыхать

Важно находить время не только для работы, но и для отдыха. Релаксация стимулирует умственную деятельность и улучшает самочувствие. Многие сидят за уроками слишком долго, устают и теряют способность сосредоточиться. Чтобы помочь телу и мозгу восстановиться, ребенок может принять ванну или душ после учебного дня.

4. Делать перерывы

Подростки способны сосредоточенно работать 45–60 минут, после чего нужен 15-минутный перерыв. Паузы дают мозгу время на обработку информации и помогают поддерживать концентрацию внимания.

5. Заниматься спортом

В статье «Бег делает нас умнее» (Start running and watch your brain grow, say scientists) в газете The Guardian представлены данные, которые показывают, что бег и занятия аэробикой способствуют росту новых клеток мозга и улучшению памяти.

Физические упражнения полезны не только для здоровья, но и для зачеток и дипломов.

07.png Как быстро справиться со стрессом

Напряжение, связанное с приближающейся сдачей работы или экзамена, приводит к выбросу адреналина и вызывает стресс. Научите ребенка простым техникам, которые помогут с ним справиться.

Техника дыхания 7/11

На вдохе нужно сосчитать до 7, а на выдохе — до 11. Если это трудно, попробуйте на вдохе считать до 5, а на выдохе — до 7 или 8. Благодаря более длинному выдоху организм переключается с симпатической нервной системы, обеспечивающей реакцию на стресс, на парасимпатическую, отвечающую за расслабление и спокойствие.

Воображаемое путешествие

Предложите ребенку представить безопасное место, где он чувствует себя спокойно и счастливо. Пусть он вспомнит, где был на каникулах, или придумает идеальный пейзаж, или вдохновится картинкой из журнала. В этом воображаемом мире можно забыть все заботы и наслаждаться покоем.

00.jpg В следующем письме: умный подход к учебе — цикл обучения, мотивация, цели.

Подписаться на рассылку всего курса можно на сайте издательства МИФ.

Автор:  Издательство МИФ
Используемая литература:

https://www.mann-ivanov-ferber.ru/courses/kak-pomoch-rebenku-uchitsya/?mindbox-click-id=83f75c5a-f633-4a0c-8282-96a9b1f16774&utm_source=mindbox&utm_medium=email&utm_campaign=PervoePismoPoKursuKakPomochRebenkuUchitsya

https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/superstudent/?mindbox-click-id=12a73bfd-1b42-4edc-96c4-394653642d71&utm_source=mindbox&utm_medium=email&utm_campaign=PervoePismoPoKursuKakPomochRebenkuUchitsya

https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/kak-nauchit-rebenka-uchitsya/?mindbox-click-id=45f37f0b-040d-4139-b58e-f667ee178cdc&utm_source=mindbox&utm_medium=email&utm_campaign=PervoePismoPoKursuKakPomochRebenkuUchitsya

https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/kak-privesti-dela-v-poryadok-v-shkole-i-ne-tolko/?mindbox-click-id=63d6749e-007e-4581-ba68-4700cc284044&utm_source=mindbox&utm_medium=email&utm_campaign=PervoePismoPoKursuKakPomochRebenkuUchitsya

https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/dyshi-praktiki-schastya/?mindbox-click-id=403a47f1-cb5c-4df9-a7c3-960616cd9db0&utm_source=mindbox&utm_medium=email&utm_campaign=PervoePismoPoKursuKakPomochRebenkuUchitsya

Источник: